Аналитическая справка по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Комитета геологии МПС РК (для публичного обсуждения)
СПРАВКА
по итогам внутреннего анализа коррупционных
рисков в деятельности Комитета геологии Министерства промышленности и строительства
Республики Казахстан
Рабочей группой, утвержденной приказом председателя Комитета геологии от «25» сентября 2024 года № 74-нқ проведен внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности Комитета геологии Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан за 2024 год.
Внутренний анализ коррупционных рисков проводился по следующим направлениям:
1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность подразделения;
2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности подразделения.
- ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА
- 1. До введение в действие Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» вся разрабатываемая проектно-сметная документация (далее ПСД) по геологоразведочным работам, выполняемым за счет средств государственного бюджета, проходила экономическую экспертизу в Комитете геологии в соответствии с требованиями Правил проведения экономической экспертизы ПСД объектов, связанных с проведением работ по государственному геологическому изучению и мониторингу недр, консервации, ликвидации нефтегазовых и гидрогеологических скважин, утвержденных приказом заместителя Премьер-Министра — Министра индустрии и новых технологий от 14.06.2011г. № 184 (утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию от 11 мая 2018 года № 325, который введен в действие с 29.06.2018г. со дня вступления в силу Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании»).
На сегодня порядок прохождения экономической экспертизы ПСД по геологоразведочным работам, выполняемым за счет средств госбюджета, не регламентирован Кодексом «О недрах и недропользовании» или иными законодательными актами в области геологии.
В настоящее время разрабатываемая подрядчиками ПСД и вносимые корректировки в ПСД при выполнении работ в дальнейшем, утверждаются без проведения экспертиз, тем самым усматриваются признаки принятия решений должностными лицами по своему усмотрению, т.е. имеются коррупционные риски.
Проведение конкурса на разработку ПСД, прием ПСД и ее утверждение осуществляется в одном лице — МД, при этом МД в последующем снова сами проводят конкурсы на проведение работ по утвержденной самим межрегиональным департаментом ПСД. На всех стадиях отсутствует внешний контроль за рациональным и целесообразным использованием государственных средств.
Рекомендации: в рамках подзаконного акта по определению порядка осуществления ГИН предусмотренного поправками в Кодекс о недрах утвердить норму регламентирующую порядок проведения экспертиз ПСД и рассмотрения корректировок ПСД по действующим объектам за счет средств государственного бюджета.
- Законом РК «О недрах и недропользовании» № 291-IV от 24.06.2010г. ст. 121 «Государственная экспертиза недр» п.5 было четко определено, что экспертиза недр осуществляется ГКЗ и МКЗ с привлечением независимых экспертов, обладающих специальными знаниями в области геологии и недропользования и не заинтересованных в результатах экспертизы.
В действующем Кодексе о недрах и недропользовании, а также в Правилах проведения государственной экспертизы недр и Положении о государственной комиссии по экспертизе недр не предусмотрено привлечение независимых экспертов по проведению экспертизы отчетов с подсчетом (переоценкой) запасов подземных вод, что приводит к принятию решения должностным лицом.
Рекомендации: предусмотреть подзаконным актом норму по привлечению независимых экспертов по проведению экспертизы отчетов с подсчетом (переоценкой) запасов подземных вод.
- Отсутствуют порядок приема и учета первичных геологических материалов на хранение от недропользователей .
Рекомендации: в рамках действующих подзаконных актов предусмотреть норму об утверждении порядка по приему и учету первичных геологических материалов на хранение от недропользователей.
- Государственный учет полезных ископаемых содержит сведения о месторождениях и полезных ископаемых, изученности и.т.д. Отсутствуют нормы по каталогизации изученности территории Республики Казахстан.
Рекомендации: в рамках действующих подзаконных актов предусмотреть норму по внедрению учетной карточки изученности.
- Отсутствует регламент сдачи первичной документации недропользователями в течение срока действия контракта (лицензии). При предоставлении вторичной геологической информации согласно утвержденных форм отчетов по геологическому изучению недр, предусмотрен акт о сдаче первичной геологической информации, но фактически недропользователями по ТПИ предоставляются справки о том, что первичная информация будет сдана на хранение после окончания срока действия контракта (лицензии).
Рекомендации: в рамках действующих подзаконных актов (419-приказ ) необходимо внести изменения в утвержденные формы отчетов, обязать недропользователей ежегодно предоставлять первичную геологическую информаци в геологические фонды.
- В соответствии с Правилами выдачи и переоформления геологического и (или) горного отводов, утвержденные приказом № 285 от 3 августа 2021 года и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан (далее – Правила) Комитет геологии рассматривает расширяемую часть территории участка (ов) недр на соответствие положениям статей 19, 25, 26 Кодекса.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 277 установлено, что со дня введения в действие Кодекса к отношениям по разрешениям, лицензиям и контрактам на недропользование, выданным и заключенным до введения в действие Кодекса, применяются его положения, регулирующие соответствующие отношения, предусмотренные главой 3, за исключением статьи 25.
Таким образом, в правоприменяющей практике в части расширения контрактных территории заключенных до введения Кодекса появилось противоречие.
Рекомендации: внести изменения в Правила выдачи и переоформления геологического и (или) горного отводов по исключению статьи 25 из требований при выдаче горных и геологических отводов.
- ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА.
- 1. Управление персоналом, в том числе сменяемость кадров
Штатная численность Комитета и межрегиональных департаментов по состоянию на 1 ноября 2023 года составляет — 162 единицы, фактическая численность – 148 единиц. Количество вакансий – 14.
За январь-октябрь в Комитете и МД приняты на работу 28 сотрудников, 10 сотрудников уволены по собственному желанию.
Так за отчетный период 6 сотрудников (4 – в Комитете, 2 в МД), были привлечены к дисциплинарной ответственности за срыв сроков исполнения поручений и обращений.
- Изучение деятельности по оказанию государственных услуг и выполнению разрешительных функций
Согласно Приказа и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 22.05.2020г. №117 «Об утверждении Правил оказания государственных услуг в сфере геологии и пользования водными ресурсами», Комитет геологии и его территориальные подразделения оказывают 4 государственные услуги в электронном виде:
- выдача лицензии на экспорт информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья;
2) выдача лицензии на использование пространства недр (бумажно-электронно);
3) согласование водоохранных мероприятий, направленных на предотвращение водных объектов от истощения;
4) выдача заключения на строительство, реконструкцию (расширение, модернизацию, техническое перевооружение, перепрофилирование), эксплуатацию, консервацию, ликвидацию (постутилизацию) объектов, влияющих на состояние водных объектов.
5) Выдача и переоформление геологического и (или) горного отводов;
6) Выдача лицензии на экспорт информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья в пределах таможенного союза;
7) Выдача лицензии на геологическое изучение недр.
Истребование не предусмотренных стандартами документов не выявлено.
Фактов необоснованного отказа в оказании государственных услуг — не выявлено.
Многочисленность и дублирование этапов рассмотрения документов – не выявлено.
- Изучение деятельности по реализации контрольно-надзорных функций
Комитет геологии в качестве уполномоченного органа по изучению недр согласно статье 64 КОН осуществляет:
1) государственный контроль за операциями по лицензиям на геологическое изучение недр;
2) государственный контроль за операциями по лицензиям на использование пространства недр;
3) государственный контроль за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан в сфере недропользования по учету, хранению, сохранности и достоверности геологической информации;
4) государственный контроль за проведением операций по разведке и добыче твердых полезных ископаемых, за исключением операций по добыче урана и общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии со статьями 67 и 67-1 КОН и требованиями Предпринимательского кодекса Республики Казахстан государственный контроль осуществляется в виде профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля.
Неустранение в установленный срок нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, а равно непредставление в срок плана мероприятий по устранению нарушений влекут назначение профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля путем включения в полугодовой список проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
В текущем году проведены профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля по 62 объектам контроля неустранивших в установленный срок нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения.
Автоматизация государственного контроля планируется осуществить на Единой платформе недропользования после автоматизации приема отчетности недропользователей.
- Обращения физических и юридических лиц
За рассматриваемый период (с 1 января по 31 октября 2023 года) в Комитет и МД поступило 949 обращений, исполненных с нарушением сроков – 12, кроме того 136 обращений направлены в другие госорганы по компетенции, в том числе 3 с нарушением срока.
Как показал, анализ одной из основных причин срывов сроков исполнения обращений в Комитете геологии является отсутствие четкого механизма направления входящей корреспонденций на стадии поступления структурным подразделениям по компетентности.
Письма, поступающие на платформу е-отиниш, имеют трехдневный срок для перенаправления в соответствующий компетентный государственный орган. Однако, пока письмо доходит до исполнителя, проходит срок, и ответственный исполнитель вынужден отвечать заявителю, что данный вопрос не входит в компетенции государственного органа. Данная ситуация создает неудобства как заявителю, который остается неудовлетворенным качеством исполнения письма, так и государственным служащим, которые вынуждены заниматься отпиской, вместо того, чтобы направлять свое время для решения задач, в рамках своей компетенции.
Необходимо отметить, что согласно пункту 3 статьи 41 Административного процедурно-процессуального кодекса – государственным органам запрещается осуществлять функции, не предусмотренные за ними в законодательстве Республики Казахстан.
Для выхода из сложившейся ситуации, предлагается усилить работу специалистов ответственных за направление входящей корреспонденций в структурные подразделения по компетенции.
Указанная мера позволит предоставлять заявителям полные, достоверные и исчерпывающие ответы в рамках своей компетенции, что сократить поступление повторных обращении.
Рекомендации: обеспечить направления входящей корреспонденцй строго по компетенции при рассмотрении писем поступивших через систему Е-өтініш.
По итогам внутреннего анализа:
В целях устранения и минимизации выявленных коррупционных рисков в срок не позднее 10 рабочих дней со дня подписания справки, структурным подразделениям Комитета рекомендуется разработать и утвердить План мероприятий по исполнению внесенных рекомендаций.
Рабочей группе в течение 6 месяцев по результатам внутреннего анализа осуществлять мониторинг и оценку исполнения рекомендаций.